добавить в избранное


 




Тренинговый рынок выходит на мировой уровень?

Источник: Екатерина МИНТУСОВА, <Элитный персонал> № 9 (344) 9 марта 2004 г.

Рынок тренинговых услуг - как швейцарские часы. По нему можно с уверенностью следить за тем, как развивается бизнес. Тренинговые центры чутко реагируют на любые изменения, происходящие в компаниях, и создают в ответ новые или модифицированные обучающие программы. Каких предложений стоит ждать в этом году?

Рынок реактивного обучения
Отечественному рынку тренингов уже более 15 лет. Реализованы тысячи программ. И, кажется, уже не осталось ни одной компании, которая ни разу не обращалась к услугам тренингового или консалтингового центра. <Маркетинг - новое направление для российских регионов, и компании не могут ждать, пока специалисты сами получат достаточно опыта, чтобы сделать свою фирму конкурентоспособной, - отмечает проректор по дополнительному образованию Евразийского Открытого Института (ЕАОИ) Элеонора Вергилес. - Сегодня в моде агрессивный маркетинг: за короткое время надо найти и убедить клиента в том, что именно ваш продукт - лучший. Поэтому так важно быстро обучать своих сотрудников. Тренинг - как раз та реактивная форма подготовки, которая помогает в короткие сроки привить все необходимые навыки>.

До последнего времени многочисленные тренинговые центры пробовали, экспериментировали, стараясь не отставать от Запада. Безумной популярностью пользовались тренинги по продажам и программы, развивающие личную эффективность (управление временем, лидерство, стрессменеджмент и т.п.). Технологии и форматы занятий складывались постепенно, и при этом каждый тренер старался по-своему придать курсу выигрышный оттенок. В итоге успех тренинга зависел, прежде всего, от фантазии и квалификации самого тренера.

2003 год можно назвать переломным - он подвел черту под прошлым стихийно развивавшегося рынка тренинговых услуг. <По-прежнему продолжают пользоваться спросом такие привычные тренинги, как управление проектами и производством, стратегическое управление и развитие продаж. Кстати, судя по тому, что в Германии в последнее время начался новый всплеск традиционных sales-программ, то, как обычно бывает, скоро это повторится и у нас>, - считает Дмитрий Дмитриев, президент Группы Компаний Международный Институт Менеджмента.

Базовые программы сохранятся до тех пор, пока не отпадет необходимость обучать новый персонал. Не уйдут окончательно и тренинги личной эффективности: любой руководитель по-прежнему должен уметь решать конфликты, планировать время, объединять людей в команду, быть ее лидером. Однако все это отойдет на второй план, уступая место глобальным корпоративным программам и новым тенденциям.

Научите наших топов взаимодействовать
<Современный рынок очень подвижен: практически все компании охвачены либо слиянием, либо реструктуризацией. Поэтому для разработчиков современных тренинговых программ, прежде всего, важны происходящие в фирме изменения>, - отмечает генеральный директор компании АКМР Ольга Прокофьева>. В тренингах особенно стало ценится то, насколько быстро их можно адаптировать к конкретной ситуации, в которой находится организация. Уникальность каждой компании отчасти объясняет, почему за последнее время так вырос спрос на узкоспециализированные и эксклюзивные программы.

"Запросы на стандартный тренинг сегодня достаточно редки, - рассказывает Дмитрий Балдаев, коммерческий директор компании ARS VITAE. - В основном клиенты уже посещали те или иные тренинги раньше, и у них есть определенная база. Нужно добавлять новые инструменты, расширять содержание даже таких тренингов, как искусство эффективных продаж. Часто заказчики просят включать в программы психологическую и мотивационную составляющую. Клиенты ждут не только нового содержания тренингов, но и новых форм их подачи. Например, все большей популярностью пользуются имитационные или деловые командообразующие игры для больших групп, которые длятся целый день и решают конкретные задачи клиента>.
В моду входят комплексные программы: несмотря на затратность, они часто оказываются более эффективными, чем отдельно проведенные тренинги. К примеру, компания ставит задачу повысить уровень продаж. Она может провести курс по клиентоориентированию среди сейлз-персонала. С другой стороны, можно пригласить специалистов тренингового центра для общей диагностики, по итогам которой будет проведена коррекция бизнес-процессов и предложены оптимальные для конкретной фирмы тренинги.

Не менее популярным течением на современном рынке тренингов считается развитие управленческой команды. Казалось бы, специалисты, работавшие бок о бок в бизнесе долгие годы, должны уметь решать задачи слаженно. Но порой диагностика показывает, что на одну и ту же проблему они смотрят по-разному. Для того чтобы научить топ-менеджеров эффективно взаимодействовать, недостаточно лишь профессионализма тренера. Здесь важна мотивация самих участников.

Ваша мотивация?
Секрет успешного тренинга прост: понять цель клиента, спрогнозировать результат и начать к нему двигаться - шаг за шагом. Но один нюанс может разрушить эту безупречную систему - мотивация участников. Часто обучение воспринимается сотрудниками как <обязаловка>! Поэтому успех во многом будет зависеть от того, удастся ли тренеру сломить внутреннее сопротивление участников. Если же в компании любой тренинг и семинар воспринимаются как развитие, то положительный эффект от занятий гарантирован.

"Однако важно учесть, что в каждом тренинговом центре свой подход к обучению, - отмечает тренер компании ARS VITAE Татьяна Злоказова. - Как правило, тренер решает задачи, поставленные перед ним клиентом. При этом в идеале должны учитываться и интересы каждого участника: он должен решать и свои задачи, только тогда ему будет интересно и полезно это обучение. Задача профессионального тренера - согласовывать цели заказчика и участника>.

У современной аудитории сложилось четкое представление о тренингах и о тех навыках, которые они должны развивать. Но, несмотря на просвещенность руководителей, непосредственные участники курсов (линейные менеджеры и рядовые специалисты) зачастую не имеют никакого понятия, ради чего все затевается и, главное, кому это нужно.

<Мотивация участников открытых тренингов несколько выше, чем у тех, кто приходит на корпоративные занятия, - отмечает Мария Сафонова, руководитель программ корпоративного обучения Московской Международной Высшей Школы Бизнеса <Мирбис>. - Это легко объяснить: с одной стороны, на открытую программу люди, как правило, записываются сами, тогда как корпоративный тренинг - это решение руководства. С другой стороны, в открытых тренингах присутствует элемент избранности: сотрудника, возможно, единственного от компании, направили на занятие - значит, он этого достоин. Более того, перед ним открываются новые перспективы, в том числе и карьерные>.

Не стоит думать, что корпоративные тренинги во всем уступают открытым. Они разработаны с учетом специфики компании, ориентируются на ее бизнес-процессы и охватывают большее количество сотрудников. Такое обучение незаменимо для узкоспециализированной отрасли рынка и когда нужно в кратчайшие сроки обучить много специалистов. Иная задача ставится перед открытыми занятиями: сюда отправляют 2-3 человека, чтобы они набрались опыта в общении с коллегами из других компаний. Свои сильные и слабые стороны есть у каждой формы и они, скорее, являются взаимодополняющими, чем исключающими.

<Домашний> вуз
Корпоративные университеты - другими словами, полноценные обучающие подразделения, организованные внутри компании, - это альтернатива открытым и корпоративным тренингам у внешних провайдеров. <В этой системе много плюсов: все программы разрабатываются для конкретной организации, учитываются все ее нюансы, есть возможность постоянной обратной связи, т.е. можно организовать контрольные точки обучения, которые нужны, чтобы после основного обучения навыки не забывались - считает Мария Сафонова. - Однако существование такой серьезной и затратной структуры должно быть оправдано, поэтому ее целесообразно учреждать в крупных фирмах или для групп компаний. Корпоративные университеты должны быть открытой системой, не замыкаться только на своем опыте, а для этого им необходимо сотрудничество с внешними обучающими организациями>.

В разговоре о корпоративных университетах специалисты сходятся в одном: идея хороша, но ее воплощение потребует немалых усилий. Компания, решившая организовать свой собственный обучающий центр, должна располагать ресурсами и быть готова к серьезной представительской работе.

"Корпоративному университету необходимы не только квалифицированные тренеры, которые могут адаптировать любую программу в соответствии со спецификой бизнеса и потребностями конкретной компании, но и, что очень важно - тесное взаимодействие с менеджерами компании, - утверждает Ольга Прокофьева. - Кроме того, важно, чтобы такой университет не стал закрытой системой, иначе, проводя из года в год одни и те же тренинги, он не будет учитывать новейших разработок и течений. Это заметно сужает возможности центра, мешает развитию. Поэтому в идеале фирма должна подобрать себе одного или несколько внешних провайдеров, которые в качестве консультантов смогли бы свежим взглядом оценивать проводимое внутри компании обучение".

Несмотря на очевидные сложности, идею корпоративных университетов сегодня охотно реализуют не только крупные холдинги. Однако малые и средние предприятия пока отдают предпочтение <смешанной> форме, когда выбирается одна тренинговая компания, которая становится внешним представителем корпоративного университета. Она разрабатывает, подбирает и проводит все обучающие программы, а внутри организации все ее действия контролирует куратор (как правило, менеджер по обучению). <В каком бы виде ни была представлена система корпоративных университетов, она предполагает работу над двумя направлениями: узкоспециализированное обучение сотрудников и традиционные, общеизвестные тренинги, - рассказывает Дмитрий Дмитриев. - В обоих случаях компания должна быть очень внимательна: узкоспециализированные курсы не всегда можно доверить внешним тренерам, которые могут просто не владеть тематикой в нужном объеме, а обычные тренинги бывает опасно проводить своими силами (например, из-за эффекта групповой динамики)>.

По мнению специалистов-аналитиков, интерес к тренингам в ближайшие 5-7 лет будет только расти. Тренинг-центры продолжат свое развитие, предлагая усовершенствованные программы для Москвы и Санкт-Петербурга, а также для регионов.

<Современные компании, наконец, оценили значение стратегического развития, - отмечает Элеонора Вергилес. - В недавнем прошлом главной задачей отечественных фирм было выжить и удержаться, сейчас они стали задумываться о своем развитии. Если раньше в условиях нестабильной экономики было сложно загадывать даже на год вперед, не говоря уже о разработке длительной стратегии, то сегодня можно с уверенностью утверждать: российский тренинговый рынок имеет все шансы на то, чтобы выйти на мировой уровень>.



добавить в избранное
©2007 Be-Go.ru
Rambler's Top100
оптимизация и раскрутка сайтов Новосибирск  Cosmos.web