добавить в избранное


 




Старый бюджет на новый лад

Построение системы финансового планирования – одна из главных задач компании, столкнувшейся на определенном этапе деятельности с дефицитом оборотных средств, неустойчивым положением на рынке, либо с реальной угрозой банкротства. Лишь грамотное управление капиталом компании способно вывести организацию из кризиса или застоя.

 По мнению многих авторитетных экспертов, полноценная система бюджетирования – это, пожалуй, единственный инструмент, который по-настоящему определяет экономическую эффективность фирмы и поддается управлению. Следует отметить, что руководству каждой компании необходимо безотлагательно заняться наладкой жесткой системы финансового планирования. При этом, считают специалисты, не стоит бояться того, что осуществленные вами доходы и расходы поначалу будут далеки от того, на что вы рассчитывали. Это вполне естественно для «молодых» организаций, уверяют они. Поэтому для таких фирм они советуют использовать стихийное планирование, которое предусматривает разбор каждого отдельного события, повлиявшего на финансовый итог. Такой вариант оптимален для только начавших развиваться компаний с позиции соотношения трудозатрат и конечного результата. Совсем иначе обстоит дело у юрлиц, которые достигли солидного размера денежных ресурсов, однако не имеют в штате достаточного числа квалифицированных сотрудников, способных разобраться в специфических ситуациях. Видя и осознавая это, руководитель такого предприятия должен готовиться к внедрению принципиально новой системы контроля и учета финансов.

Важно понимать, что этот процесс не должен осуществляться ради самого себя, как это случается в иных отечественных фирмах. Козырнуть при случае тем, что в компании появилась система бюджетирования, конечно можно, однако главное – чтобы она реально работала. Формальное внедрение приведет к разрушению имеющихся на предприятии связей, ответственные сотрудники не смогут так же быстро, как раньше, реагировать на происходящие на рынке изменения, и, как следствие, организация понесет большие убытки.

Психологическая подготовка

Таким образом, принимать решение о введении системы бюджетирования необходимо лишь тогда, когда без нее поступательное развитие предприятия более не представляется возможным. Определив для себя цель, следует решить три блока задач. Технические связаны с непосредственным формированием системы, психологические предполагают постепенное изменение менталитета сотрудников, задействованных в процессе принятия важных решений. Проблема в том, что работники, по понятным причинам, не всегда с радостью воспринимают усложнение системы учета и финансового контроля, подозревают начальство в усилении недоверия. Поэтому квалификационные задачи предусматривают подготовку сотрудников финансового департамента, топ-менеджмента и так или иначе причастных к финансам фирмы работников к работе в условиях жесткого управления финансовыми потоками. Если детально не объяснить им, с какой целью вводится новая система и как она работает, возникнут серьезные проблемы.

Фирменная «заточка»

На первом этапе, который можно считать базовым, стоит проанализировать присущие компании бизнес-процессы и действующую организационную структуру. Эксперты журнала «Консультант» рекомендуют предпринимателям ни в коем случае не пренебрегать этим этапом даже в том случае, если в деятельности «родной» компании для них, казалось бы, нет никаких секретов. По мнению специалистов, даже малейший нюанс в существующих процессах и связях, упущенный при внедрении системы бюджетирования, способен затем разрушить всю финансовую конструкцию. После того, как анализ сделан, необходимо скорректировать оргструктуру фирмы так, чтобы она была «заточена» под достижение стоящих перед ней новых целей развития.

«Нет» двоевластию!

Предположим, что оптимальная организационная структура смоделирована, а это значит, что пора заняться созданием системы центров финансовой ответственности (ЦФО). Единственно правильный вариант – распределить полномочия в отношении доходов и расходов компании, исходя из корпоративной иерархии и связей между сотрудниками. Ни в коем случае нельзя, предупреждают эксперты, делать ответственными за один бюджет сразу двух сотрудников. Рано или поздно это приведет к потере контроля над данным бюджетом.

Параллельно с формированием ЦФО разрабатывается и бюджетный регламент. В этом документе, как правило, устанавливаются правила бюджетного управления для всех подразделений организации, как уже существующих, так и вновь образуемых. Специалисты советуют при написании регламента допускать возможность корректировки и переутверждения главных финансовых документов компании. Подобная «гибкость» позволит максимально быстро реагировать на рыночные изменения. При этом нельзя впадать в другую крайность и постоянно вносить поправки в бюджет. Предотвратить неэффективную растрату средств можно, сделав процесс утверждения сверхрасходов многоступенчатым.

Пробный запуск

Лишь после этого можно приступить к коррекции системы учета. Вновь сформированные потребности фирмы наверняка потребуют внесения изменений в аналитику управленческого и бухгалтерского учета, а также в документооборот компании. Осуществив теоретическую «революцию», следует заняться подготовкой первого бюджета. Затем быстро, насколько это возможно, необходимо организовать план-фактный анализ (ПФА), то есть сопоставить запланированные в бюджетах показатели с фактическими, оценить и проанализировать выявленные отклонения. Оперативность имеет большое значение, поскольку именно по итогам первого ПФА могут «вылезти» на поверхность недочеты, которые заставят руководство компании пересмотреть структуру ЦФО и бюджетный регламент. 

 

Автор, источник:

А. Конев
Федеральное агентство финансовой информации  

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Due diligence: выявление рисков и оптимизация бизнес-процессов

Понятие due diligence Термин due diligence в буквальном переводе на русский язык означает "должная осмотрительность", «разумная предосторожность». Считается, что этот термин был введен в оборот в 30-е годы XX века в Соединенных Штатах Америки. Первоначально он обозначал процедуру раскрытия информации брокером перед инвестором о компании, акции которой реализовались на открытом фондовом рынке. В наше время это понятие приобрело довольно широкое зна ...
подробнее

Основные факторы ведения бухгалтерского учета

Сегодня существует 3 главные сферы бухгалтерского учета: финансовое счетоводство, калькуляция стоимости и управленческий бухучет. Финансовое счетоводство – используется для периодического выяснения состояния бизнеса, например, за один год. Это помогает составить план действий на будущее. В финансовом бухучете деньги рассматриваются как фактор производства. Калькуляция стоимости и управленческий бухучет позволяют менеджерам принимать каждодневные решения. Калькуляция стоимости и управленческий бухучет не используются по отдельности. Они исполь ...
подробнее

Сравнительный анализ управленческого и бухгалтерского учета

В странах с развитой рыночной экономикой управленческий учет уже давно сложился как достаточно точно идентифицируемая сфера менеджерской деятельности. Во многих зарубежных университетах и бизнес-школах специальная дисциплина «Управленческий учет» является обязательной. В последние годы в России наметилась аналогичная тенденция как в сфере экономической теории, так и среди менеджеров-практиков. Вместе с тем достаточно очевидно, что учет управленческий должен использовать множество данных, формируемых в области бухгалтерс ...
подробнее

Как обосновать налоговый расход

Принцип свободы экономической деятельности заложен не где-нибудь, а непосредственно в Конституции нашей страны. Следуя ему, налоговики не могут оценивать расходы, понесенные предпринимателями, с точки зрения их целесообразности или полученного результата. Но это только теория… О том, что любые признаваемые в налоговом учете расходы должны быть экономически оправданны, известно любому бухгалтеру. Требование, согласно которому затраты должны совершаться с целью получения в дальнейшем прибыли, про ...
подробнее

Роль управленческого учета в оценке бизнеса

В прошлом номере журнала мы достаточно формально отделили область Управленческого учета от общей сферы интересов Бухгалтерского учета - для более ясного понимания области наших исследований. В реальности же, как всегда, четкой границы не существует. Несколько классификаций, приведенных ниже, позволяют легко понять структуру управленческого учета и его роль в принятии решений. Разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий достаточно распространено. В основе классификации - несколько ключевых ...
подробнее


добавить в избранное
©2007 Be-Go.ru
Rambler's Top100
оптимизация и раскрутка сайтов Новосибирск  Cosmos.web