добавить в избранное


 




Старый бюджет на новый лад

Построение системы финансового планирования – одна из главных задач компании, столкнувшейся на определенном этапе деятельности с дефицитом оборотных средств, неустойчивым положением на рынке, либо с реальной угрозой банкротства. Лишь грамотное управление капиталом компании способно вывести организацию из кризиса или застоя.

 По мнению многих авторитетных экспертов, полноценная система бюджетирования – это, пожалуй, единственный инструмент, который по-настоящему определяет экономическую эффективность фирмы и поддается управлению. Следует отметить, что руководству каждой компании необходимо безотлагательно заняться наладкой жесткой системы финансового планирования. При этом, считают специалисты, не стоит бояться того, что осуществленные вами доходы и расходы поначалу будут далеки от того, на что вы рассчитывали. Это вполне естественно для «молодых» организаций, уверяют они. Поэтому для таких фирм они советуют использовать стихийное планирование, которое предусматривает разбор каждого отдельного события, повлиявшего на финансовый итог. Такой вариант оптимален для только начавших развиваться компаний с позиции соотношения трудозатрат и конечного результата. Совсем иначе обстоит дело у юрлиц, которые достигли солидного размера денежных ресурсов, однако не имеют в штате достаточного числа квалифицированных сотрудников, способных разобраться в специфических ситуациях. Видя и осознавая это, руководитель такого предприятия должен готовиться к внедрению принципиально новой системы контроля и учета финансов.

Важно понимать, что этот процесс не должен осуществляться ради самого себя, как это случается в иных отечественных фирмах. Козырнуть при случае тем, что в компании появилась система бюджетирования, конечно можно, однако главное – чтобы она реально работала. Формальное внедрение приведет к разрушению имеющихся на предприятии связей, ответственные сотрудники не смогут так же быстро, как раньше, реагировать на происходящие на рынке изменения, и, как следствие, организация понесет большие убытки.

Психологическая подготовка

Таким образом, принимать решение о введении системы бюджетирования необходимо лишь тогда, когда без нее поступательное развитие предприятия более не представляется возможным. Определив для себя цель, следует решить три блока задач. Технические связаны с непосредственным формированием системы, психологические предполагают постепенное изменение менталитета сотрудников, задействованных в процессе принятия важных решений. Проблема в том, что работники, по понятным причинам, не всегда с радостью воспринимают усложнение системы учета и финансового контроля, подозревают начальство в усилении недоверия. Поэтому квалификационные задачи предусматривают подготовку сотрудников финансового департамента, топ-менеджмента и так или иначе причастных к финансам фирмы работников к работе в условиях жесткого управления финансовыми потоками. Если детально не объяснить им, с какой целью вводится новая система и как она работает, возникнут серьезные проблемы.

Фирменная «заточка»

На первом этапе, который можно считать базовым, стоит проанализировать присущие компании бизнес-процессы и действующую организационную структуру. Эксперты журнала «Консультант» рекомендуют предпринимателям ни в коем случае не пренебрегать этим этапом даже в том случае, если в деятельности «родной» компании для них, казалось бы, нет никаких секретов. По мнению специалистов, даже малейший нюанс в существующих процессах и связях, упущенный при внедрении системы бюджетирования, способен затем разрушить всю финансовую конструкцию. После того, как анализ сделан, необходимо скорректировать оргструктуру фирмы так, чтобы она была «заточена» под достижение стоящих перед ней новых целей развития.

«Нет» двоевластию!

Предположим, что оптимальная организационная структура смоделирована, а это значит, что пора заняться созданием системы центров финансовой ответственности (ЦФО). Единственно правильный вариант – распределить полномочия в отношении доходов и расходов компании, исходя из корпоративной иерархии и связей между сотрудниками. Ни в коем случае нельзя, предупреждают эксперты, делать ответственными за один бюджет сразу двух сотрудников. Рано или поздно это приведет к потере контроля над данным бюджетом.

Параллельно с формированием ЦФО разрабатывается и бюджетный регламент. В этом документе, как правило, устанавливаются правила бюджетного управления для всех подразделений организации, как уже существующих, так и вновь образуемых. Специалисты советуют при написании регламента допускать возможность корректировки и переутверждения главных финансовых документов компании. Подобная «гибкость» позволит максимально быстро реагировать на рыночные изменения. При этом нельзя впадать в другую крайность и постоянно вносить поправки в бюджет. Предотвратить неэффективную растрату средств можно, сделав процесс утверждения сверхрасходов многоступенчатым.

Пробный запуск

Лишь после этого можно приступить к коррекции системы учета. Вновь сформированные потребности фирмы наверняка потребуют внесения изменений в аналитику управленческого и бухгалтерского учета, а также в документооборот компании. Осуществив теоретическую «революцию», следует заняться подготовкой первого бюджета. Затем быстро, насколько это возможно, необходимо организовать план-фактный анализ (ПФА), то есть сопоставить запланированные в бюджетах показатели с фактическими, оценить и проанализировать выявленные отклонения. Оперативность имеет большое значение, поскольку именно по итогам первого ПФА могут «вылезти» на поверхность недочеты, которые заставят руководство компании пересмотреть структуру ЦФО и бюджетный регламент. 

 

Автор, источник:

А. Конев
Федеральное агентство финансовой информации  

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Как открыть расчетный счет зарубежом

Открытие расчетного счета за рубежом в РФ регулируется следующими нормативно-правовыми актами: 1.      ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № ...
подробнее

Установление должностного оклада руководителю

Каков порядок установления должностных окладов руководителя федерального бюджетного учреждения, его заместителей и главного бухгалтера? Ответ: В соответствии с п. 6 Положения об установлении систем ...
подробнее

Антикризисные налоговые меры на 2009 год

В конце 2008 года российские власти приняли решение стимулировать экономику в период кризиса через ряд налоговых льгот. В беспрецедентно короткие сроки российский парламент рассмотрел и принял ...
подробнее

Бухгалтерский учет бартерных сделок в Интернете

Интернет быстро формирует методики, при поддержке которых компании ведут бизнес. Коренные изменения претерпевают связи между поставщиками, клиентами, дистрибьюторами, компаньонами и ...
подробнее

Три наиболее важных финансовых отчетов в бизнесе

Есть 3 отчета, которые помогают оценить состояние вашего бизнес предприятия – 1.      Отчет о прибылях и убытках; 2.      Балансовый отчет; ...
подробнее


добавить в избранное
©2007 Be-Go.ru
Rambler's Top100
оптимизация и раскрутка сайтов Новосибирск  Cosmos.web