добавить в избранное


 




KPI: системы измерений

Как измерить успешность компании? Какие показатели надо улучшить, чтобы обойти конкурентов? Как связать текущую деятельность со стратегией? В большинстве случаев у компаний нет ответов на эти вопросы.

 

Между тем для повышения эффективности бизнеса очень важно научиться оценивать факторы, которые влияют на ее рост, соотносить эффективность ежедневных операций со стратегическими целями. В последнее время тема измерения эффективности, performance measurement, набирает популярность.

 

KPI (ключевые показатели эффективности) и такие методики, как BSC (система сбалансированных показателей) , дают возможность компании не только оценить свою работу, но и сравнить полученные результаты с аналогичными показателями конкурентов, поставщиков, клиентов.

 

Философия ключевых показателей эффективности весьма проста: "Если вы пытаетесь чем-то управлять, вы должны уметь это измерять. До тех пор, пока что-то не измеряется, на него не обращают внимания". Приведу пример: всем известно, какое значение в деятельности компании играет так называемый пресейловый этап. На подготовку продажи товара или услуги обычно уходит немало сил и средств. Часто бывает, что время и ресурсы, потраченные на "обработку клиента", несоизмеримо велики в сравнении с итоговым результатом: контракт подписан, но его сумма не покрывает расходов на предварительную, пресейловую, работу. Возможно, это перспективный клиент и в будущем расходы окупятся, а может быть, и нет. Как оценить, насколько время и ресурсы, потраченные на пресейловом этапе, адекватны достигаемому результату?

 

Система ключевых показателей помогает смотреть на текущую ситуацию в стратегической перспективе. И увидеть, например, за незначительной прибылью конкретной сделки долгосрочные вложения в программу работы с заказчиками, которая уже в ближайшие месяцы даст экономический эффект.

 

Методология Balanced Score Card (BSC) также использует ключевые показатели деятельности. При помощи анализа бизнес-процессов определяются значимые для компании области, в которых назначаются ключевые показатели, подлежащие регулярному измерению.

В каждой области задаются цели, согласованные со стратегией, а для оценки достижения этих целей формируются ключевые показатели деятельности. Именно такой подход позволяет согласовать измеряемые показатели эффективности со стратегическими целями компании.

Предположим, в системе BSC компанией выделяются четыре области деятельности - финансы, рынки и отношения с клиентами, исполнение проектов, организационное развитие и персонал, для каждой из которых назначаются измеримые показатели. Например, для сферы финансов это экономическая добавленная стоимость, свободный денежный поток, ликвидность, оборачиваемость активов и др. ; для исполнения проектов - прирост объемов реализации, себестоимость и рентабельность проектов или доля проектов, выполненных без замечаний.

 

При создании системы KPI очень важно, чтобы используемые показатели были понятны всем сотрудникам, участвующим в процессе. Обычно задействованные в конкретной сделке или проекте люди сосредоточены лишь на своем участке работ, по-разному понимают эффективность операции и практически никогда не понимают значение и место данной сделки в структуре целей компании. Одни концентрируются на своевременности подготовки документов, другие - на подписании контракта, третьи - на снижении затрат и т. д. KPI позволяет свести представления о том, как нужно функционировать, в частности исполнять проект, к единому пониманию, придать целевую направленность деятельности сотрудников и подразделений. Общая для всех система координат позволяет ориентироваться в процессе и говорить на одном языке всем его участникам. Ее отсутствие серьезно тормозит работу компании как слаженного механизма, поскольку сотрудники тратят очень много сил и времени на то, чтобы на неформальном уровне договориться и достигнуть общего понимания, понять, куда же все-таки нужно двигаться.

 

Первым и наиболее значимым условием применения методик измерения эффективности является осознание руководством компании необходимости этого шага. Второе условие - наличие хорошо развитой информационной системы. На такой основе уже можно внедрять аналитическую систему, поддерживающую использование KPI.

 

После того как показатели определены, методики расчетов разработаны и обеспечены данными, информационные учетные системы внедрены, систему измерения эффективности необходимо встроить в бизнес-процессы. Без этого она останется бесполезной игрушкой - может быть, красивой, но чужеродной для компании и нежизнеспособной. Здесь не может быть шаблонов, поэтому при построении системы подобного класса неизбежен интерактивный подход: сначала делается пробный проект, который потом улучшается.

Для подавляющего большинства компаний, которые уделяют должное внимание собственной эффективности и внутренней организации, внедрение подобных методик лишь дело времени.

 

Автор, источник:

Д. Антонов,

 "Ведомости"

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Парадоксы совместимости топ-менеджеров

Успех, а то и срок жизни любого среднего и крупного бизнеса во многом зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют между собой топ-менеджеры компании. Особенно заметна проблема ...
подробнее

10 этапов создания эффективного стратегического плана

Спросите предпринимателей об их стратегическом плане и они, наверно, или рассмеются или начнут смотреть на вас пораженным взглядом. Вообще, существуют доказательства того, что компании со ...
подробнее

Внедрение технологий тайм - менеджмента с позиций повышения качества управления компанией

На сегодня  вопрос повышения качества управления  в условиях динамично развивающейся экономики стоит очень остро. В XX веке менеджмент в совершенстве овладел искусством повышения ...
подробнее

Самые актуальные инструменты управления

Международная консалтинговая компания Bain & Company в очередной раз определила десятку самых полезных инструментов управления. Золото досталось стратегическому планированию, серебро — управлению ...
подробнее

Как создать компанию, где люди любят свою работу

Публикуется с согласия редакции журнала "Вестник McKinsey". Статья вышла в одиннадцатом номере журнала. Эту и другие статьи можно прочитать на сайте www.vestnikmckinsey.ru   В своей книге ...
подробнее


добавить в избранное
©2007 Be-Go.ru
Rambler's Top100
оптимизация и раскрутка сайтов Новосибирск  Cosmos.web